FinNext 2023: эксперты «Диасофт» рассказали о цифровой трансформации в условиях импортозамещения
28 июня состоялся форум финансовых инноваций FinNEXT-2023, организованный издательским домом «Регламент». Компания «Диасофт» выступила партнером мероприятия.
Трудности импортозамещения
В панельной дискуссии, посвященной вопросам технологической независимости и трендам рынка, принял участие управляющий директор компании «Диасофт» Александр Глазков. По прогнозам эксперта, в ближайшие полтора года будет сделано очень мало, и на это есть две основные причины.
Фото: FinNEXT 2023
«Первая проблема – СУБД. Переход на альтернативные варианты возможен. Но большая часть кода, эксплуатируемого сейчас в банках (legacy-код) и связанного с core-системами (расчеты, учетные системы и т.д.), на новые технологии не переводилась. Кода очень много, и на тех СУБД, которые нам сегодня доступны, он работать не может. Поэтому нужно переделывать продукты и дорабатывать СУБД. Нативная PostgreSQL не подходит. Она требует больших вложений и не может решить всех проблем высоконагруженных систем, потому что объемы данных и количество операций непрерывно растут. Сегодняшние возможности СУБД в десятки раз снижают производительность. Где-то приходится делать ручные оптимизаторы, где-то переписывать код, где-то его облегчать, где-то переделывать под in-memory. Там, где много данных, PostgreSQL не потянет, потребуются Greenplum и ClickНouse. Те, кто уже с этим столкнулся, пережили большое разочарование. Конечно, задача будет решена, но на это потребуются время и силы», – уверен Александр.
Вторая проблема заключается в нехватке ресурсов на перевнедрение core-систем: «Модернизация систем, перевод их на импортонезависимый стек технологий требуют проектного подхода. Фактически, это новое внедрение. Решить эту задачу в 2024 году мы не сможем: на все это у нас нет ресурсов. Следуя нашей дорожной карте, мы займемся этой проблемой в ближайшие три года».
Эксперт подчеркнул, что с переходом на новые технологии все становится проще и легче: «Я горжусь достижениями банков в цифровой трансформации. Развитие их бизнеса связано с цифровыми технологиями. Но переход core-систем на эти технологии – это долго и очень дорого. Мы уже сформулировали для себя требования к разрабатываемым продуктам (это восемь групп, в которых порядка 70 пунктов), из них 60–70% приходится на core-системы. В отличие от банков, ситуация в нефинансовой сфере намного сложнее, ведь EPR-системы нужно делать с нуля. А это уже задача на 7–10 лет».
Цифровая платформа
Продолжая дискурс о необходимости цифровой трансформации, Никита Маркелов, руководитель продуктового направления «Единая цифровая платформа» компании «Диасофт», рассказал о создании единого цифрового пространства на основе платформы развития Digital Q.UP.
Фото: FinNEXT 2023
«Бизнесу требуются изменения с коротким time to market. Кроме скоростных изменений, требуется высокая производительность и эффективность работы в режиме 24/7. Необходимо объединить работу пользователей в едином, удобном пространстве (цифровых кабинетах), автоматизировать бизнес-процессы, комбинируя функциональные компоненты платформы. Современные технологии обеспечат решение этих задач и конкурентоспособность бизнеса», – отметил Никита.
Как правило, в рамках большого бизнес-процесса пользователь выполняет задачи в различных системах, переключаясь между ними. В цифровой платформе все проще: сквозной бизнес-процесс организован внутри платформы, которая управляет работой пользователей и ведет их по процессу. При этом под «капотом» платформы – возможность работы с различными системами, в том числе с core-системой.
За каждый процесс отвечает один или несколько микросервисов. В централизованном реестре бизнес-процессов ведется учет микросервисов и работа с разными версиями бизнес-процесса. При внесении изменений таких версий может быть несколько: «В цифровой платформе предусмотрен функционал проектирования процессов в нотации BPMN 2.0 и бизнес-правил в нотации DMN, которые можно компоновать или использовать по отдельности. Инструменты process mining позволяют выявить реальные процессы в организации, которые можно автоматизировать».
«Поскольку использование функционала core-систем не позволяет быстро меняться, некоторые компоненты этих систем, наиболее критичные и важные для бизнеса, должны быть вынесены на уровень цифровой платформы», – подчеркнул Никита.
Таким образом, цифровая платформа позволяет создать единое цифровое пространство для сотрудников и клиентов, автоматизировать бизнес-процессы и адаптировать их к потребностям организации и стремительно меняющимся рыночным условиям.